Отчёт СБОУ СОШ № 142
(наименование ОО)
о результатах реализации проекта «Выявление профориенационных предпочтений у обучающихся 5-7 классов общеобразовательных организаций»
В период с января по март 2018 года в МБОУ СОШ № 142 реализовывался проект «Выявление профориенационных предпочтений у обучающихся 5-7 классов общеобразовательных организаций» (далее – проект) для 350 обучающихся.
Проект реализовывался в соответствии с дорожной картой.
Результат выполнения дорожной карты представлен в таблице:
|
Мероприятий по дорожной карте для 5--7 классов |
Количество обучающихся 5-7 классов, принявших участие в мероприятиях |
План |
7 |
450 |
Факт |
14 |
580 |
За прошедшие 3 месяца школьники были включены в большое количество мотивационных мероприятий, в том числе организованных на базе учреждений среднего профессионального образования:
«Новосибирский профессионально-педагогический колледж»
· «Новосибирский химико-технологический колледж» им. Д.И. Менделеева
· «Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса»
· «Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»
· «Новосибирский торгово-экономический колледж»
Школьники принимали участие в мероприятия Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – 2018 - 89 чел.; в декаде открытых дверей – 266 чел.; в Фестивале профессий – 226чел.
Обучающиеся не были сторонними наблюдателями при посещении СПО, а активно участвовали в квестах, баттлах, мастер-классах. С ними были проведены экскурсии по профессиональным образовательным учреждениям, Они даже пробовали продукцию собственного производства. Им были предложены презентации профессий и специальностей и т.д.
Обучающиеся также были включены в мотивационные мероприятия, организованные в школе:
· классные часы, в т.ч. с демонстрацией фильма о Новосибирске и о средне-профессиональных учреждениях города Новосибирска
· прошел Фестиваль профессий, на котором были представлены презентации о СПО и выступили арт-группы из Новосибирского колледжа почтовой связи и сервиса, Новосибирский электромеханического колледжа, Новосибирского технологического колледжа и Сибирского геофизического колледжа
· состоялось профориентационное мероприятие-конкурс исследовательских проектов «Город Мастеров» для обучающихся 4-7 классов, в котором приняли участие обучающиеся и учителя школы, а ребята 5-7 классов представили результаты своей работы в Проектных мастерских.
Наиболее активными были обучающиеся 5А, 5Б и параллели 7-ых классов. Каждое мероприятие освещалось на школьном сайте, Вконтаке и в Дневнике.ру.
В мотивационные мероприятия были также включены руководители школы, педагогические работники, классные руководители и родители обучающихся.
Директор МБОУ СОШ № 142 Дорошкевич Н.М. и педагог-психолог Голубева О.Л. принимали участие в экскурсиях в СПО. Руководитель ОУ выступила на рабочем совещании в министерстве науки, образования и инновационной политики Новосибирской области 19.02.2018г с сообщением о ходе проекта в школе № 142.
В результате реализации проекта были обучены школьный психолог и один из классных руководителей методике проведения профориентационного тестирования, отработана технология проведения масштабного тестирования.
Перед проведением тестирования педагогом-психологом школы было поведено обучение учителей, проводивших тестирование 18.03.2018г в школе.
Родители обучающихся 5-7 классов включились в работу проекта с общешкольного родительского собрания 25.01.2018г. До проведения тестирования в 5-7 классах прошло по 2 классных родительских собрания, одним из рассматриваемых вопросов на которых было именно ранняя профориентация младших школьников.
18 марта 2018 года в школе было проведено профориентационное тестирование школьников в рамках проекта. Для организации процедуры были подготовлены аудитории и по два организатора в ней, обеспечена регистрация детей и получение согласий их родителей 18.03.2018 г. В этот день обучающиеся 10-х классов выступали в роли волонтеров на всех этапах, предшествующих тестированию и, кроме этого, были задействованы при организации участия детей и родителей еще в двух проектах – «Школа–территория выбора» и «Школа. Творчество. Успех».
В тестировании приняли участие 287 (82%) обучающихся 5-7 классов.
В результате анализа профессиональных предпочтений школьников 5-7 классов по тесту дифференцированно-диагностического опросника Е.А. Климова выявлено:
классы |
человек |
техника |
природа |
знак |
худ.образ |
2 и более выбора |
5-е |
22,3% |
18,1% |
24,5% |
23,4% |
40,4% |
25,5% |
6-е |
21,5% |
26,6% |
26,6% |
12,7% |
39,2% |
22,8% |
7-е |
38,6% |
25,4% |
12,3% |
20,2% |
31,6% |
25,4% |
Итого средняя: |
27,5% |
23,4% |
21,1% |
18,8% |
37,1% |
24,4% |
Профессиональные склонности по опроснику профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной):
классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 и более выбора |
5-е |
22,3% |
9,6% |
22,3% |
19,1% |
34,0% |
14,9% |
16,0% |
6-е |
31,6% |
12,7% |
11,4% |
14,0% |
39,2% |
17,7% |
25,3% |
7-е |
21,9% |
14,0% |
14,9% |
16,7% |
30,7% |
24,6% |
19,3% |
Итого средняя: |
25,3% |
12,1% |
16,2% |
16,6% |
34,6% |
19,1% |
20,2% |
1. склонны к работе с людьми;
2. склонны к исследовательской деятельности;
3. склонны к работе на производстве;
4. склонны к эстетическим видам деятельности;
5. склонны к экстремальным видам деятельности;
6. склонны к планово-экономическим видам деятельности.
Самый высокий интерес школьников зафиксирован к профессиям типа «художественный образ», а самый низкий интерес школьников зафиксирован к профессиям типа «знаковая система». При этом, анализ собственных профессиональных склонностей обучающихся показывает, что наиболее сформированными являются склонности к экстремальным видам деятельности, а исследовательская (умственная деятельность) имеет минимальные значения (12,1%).
Результаты тестирования лягут в основу корректировки программ и планов воспитательной работы в классах, где обучаются дети, принимавшие участие в проекте.
Профориентационное тестирование в возрастной группе 5-7 классов носило предварительный, ориентационный характер, оно позволяет развить интерес младших подростков к миру профессий, и задуматься о профессиональном самоопределении. Также, это повод для ребят поговорить с родителями, родственниками и друзьями о своём профессиональном будущем.
Результаты тестирования обучающиеся обсуждали вместе с родителями. Выделилась сразу часть очень заинтересованных родителей, которая сразу же подходила к психологу для уточнения полученных результатов. Привлечение родителей к участию в мотивационных мероприятиях и тестировании заставляет их задуматься о будущей профессии своего ребенка не в выпускном классе, а в более раннем периоде. Это может стать отправной точкой для более осознанного определения родителями образовательного маршрута своего ребенка, планирования его совместно со своим ребенком и педагогами.
По нашему мнению, сильными сторонами реализации проекта в школе и перспективой использования приобретенного опыта работы по проекту в дальнейшем было:
1. массовый охват (82%) обучающихся 5-7 классов, позволивший выявить в процессе тестирования профессиональные интересы и склонности детей;
2. возможность использования полученных результатов для корректировки образовательной программы и формирования предпрофильного обучения;
3. использование индивидуальных результатов обучающихся позволяет классным руководителям и родителям детей лучше узнать ребенка и скорректировать его дополнительное образование в соответствии со склонностями.
Работа по проекту осуществлялась в полном объеме, очень организованно и с привлечением волонтеров-старшеклассников. Некоторые сложности вызвало у нашего ОУ организация посещений удаленных от нас Учреждений СПО. Кроме того, на наш взгляд, целесообразнее было бы взять 6-8 классы, во-первых, это более устойчивые профессиональные интересы, а во-вторых, 8-классникам данное тестирование помогло бы лучше простроить свой личный профессиональный план на ближайшую перспективу.
Проект был интересным, своевременным, «на злобу дня». Особенно актуален он для нас, МБОУ СОШ № 142, поскольку мы являемся городской площадкой по реализации инновационного проекта «ПЕРСПЕКТИВА УСПЕХА: профориентационная работа в условиях современной общеобразовательной школы» и участие в проекте «Выявление профориенационных предпочтений у обучающихся 5-7 классов общеобразовательных организаций» расширило географически е и возрастные горизонты нашей работы. Нам есть чему учиться, но и есть что показать.
Выражаем благодарность Министерству образования, науки и инновационной политики как организатору проекта и специалистам, курирующим данный проект за высокий уровень организации и сопровождение мероприятий по реализации проекта.