I. Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений
«Основы религиозных культур и светской этики»
в формате ФГОС НОО
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р с сентября 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач реализации содержания предметной области учебного плана (обязательная часть) ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России», таких как: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС).
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Содержание модулей курса ОРКСЭ носит светский, культурологический характер.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает содержание предметной области БУП «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и изучается в объеме 34 часа ( 1 ч. в неделю) в 4 –ом классе.
Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в содержание образовательного процесса НОО определяется и необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном плане направлен на расширение знаний учащихся о разных религиях, феномене религии в целом, знакомит с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Его содержание отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данный учебный курс должен способствовать освоению базовых ценностей актуального социума, формированию личностных качеств обучающихся, расширению их культурного кругозора, успешной социализации в современном обществе. Изучение модулей учебного курса оказывает существенное воздействие на становление личности обучающегося, его духовное и нравственное развитие, формирование мировоззренческой и культурной идентичности (религиозного или нерелигиозного типов). В процессе обучения, систематического освоения ребенком определенной суммы знаний формируется отношение учащихся к религиозной культуре в целом и к отдельным религиозным традициям. Поэтому изучение всех таких учебных курсов должно осуществляться на основе принципов добровольности и возможности свободного выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определенного возраста.
II. Место курса ОРКСЭ в учебном плане
Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается на отечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в религиозных и культурных традициях многонационального народа России.
Учебно-воспитательный процесс в рамках комплексного курса направлен на знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.
Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
III. Основная концептуальная идея курса, ее особенности и соответствие целям и задачам ФГОС НОО
Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса.
Основной принцип, заложенный в содержании курса — общность в многообразии, «многоединство», «поликультурность» — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России — формируется исторически и основывается на ряде факторов:
· общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
· единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
· ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
· педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
· системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);
· ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
· единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
· понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
· формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
· знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
· укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
· Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
· Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
· Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
IV. Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм
4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание уроков в каждом из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.
5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.
7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех модулей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходит уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающиеся получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащемуся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.
3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 четверти 4 класса (уроки 16—17) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.
5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16—17 «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.
6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:
· учебники по модулям имеют общие уроки, в которых выражена задача каждого модуля — приобщение к традициям многонационального народа России;
· большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;
· организация школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», завершающего изучение комплексного курса.
Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Особенности предметного содержания:
1. Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возможности для формирования базовых национальных ценностей.
Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.
2. Возможности для формирования УДД.
Обеспечиваются развивающим, творческим характером организации учебного содержания, включение в учебных процесс текстов различных стилей и жанров, единством теории и личного опыта обучающихся и их родителей, других взрослых.
V. Организационно-управленческие вопросы внедрения ОРКСЭ
Один из модулей курса ОРКСЭ изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Основанием для выбора модуля курса ОРКСЭ является предварительное проведение исследования (опроса) мнения родителей обучающихся в данном образовательном учреждении с целью выявления образовательного запроса на учебные модули апробируемого курса.
Уполномоченный орган государственно-общественного управления образовательного учреждения (Управляющий Совет, Совет школы и т.п.) совместно с администрацией образовательного учреждения организует информационное собрание с целью ознакомления родителей с целями, задачами реализации курса ОРКСЭ в учебном процессе. Родители (или законные представители) вместе с детьми самостоятельно после информационных родительских собраний выбирают один из 6 модулей. Решение оформляется в форме письменного заявления.Класс обучающихся по какому-либо модулю комплексного учебного курса формируется при условии: наличия в классе или учебной параллели хотя бы одной группы из не менее 12-14 учащихся, чьи родители выражают желание, чтобы их дети изучали учебный предмет по программе конкретного модуля; наличия кандидатуры учителя с необходимой педагогической квалификацией, прошедшего курсы повышение квалификации и получившего удостоверение о повышении квалификации не менее 72 часов; наличия необходимого учебно-методического обеспечения.
Государственные и муниципальные органы управления образованием в рамках своей компетенции и возможностей организуют и осуществляют работу по обеспечению наличия указанных условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
· Основы православной культуры;
· Основы исламской культуры;
· Основы буддийской культуры;
· Основы иудейской культуры;
· Основы мировых религиозных культур;
· Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
17 февраля 2021 года в 3а,3б классах пройдет родительское собрание по выбору модуля комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
18 февраля 2021 года в 3в,3г,3д классах пройдет родительское собрание по выбору модуля комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса"Основы религиозных культур и светской этики" следующие:
Название модуля |
Число учащихся
(число цифрами и письменно) |
Основы православной культуры |
18 |
Основы исламской культуры |
|
Основы буддийской культуры |
|
Основы иудейской культуры |
|
Основы мировых религиозных культур |
|
Основы светской этики |
114 |
Лист сводной информации